Низовцев Вячеслав Алексеевич
Заведующий кафедрой естественных наук Классического пансиона МГУ.
Кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник,
заместитель кафедры физической географии и ландшафтоведения
географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Общий педагогический стаж в школах и ВУЗах – 41 год,
из них 12 лет в Классическом пансионе МГУ им. М.В. Ломоносова
Автор более 20-ти школьных учебников и учебных пособий по географии и москвоведению, более 500 научных публикаций, автор и соавтор более 10 научных монографий, в т.ч. учебника «Методика преподавания географии для ВУЗов». Постоянно публикуется в «Большой российской энциклопедии», «Новой российской энциклопедии», журнале «География в школе». В 2010 г. лауреат гранта Правительства Москвы по школьной педагогике.
Низовцев Вячеслав Алексеевич: «В основе преподавания географии в Классическом пансионе заложено представление о том, что География дает учащимся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о непосредственной среде обитания человека, так и о Земле как о планете людей и позволяет формировать общую культуру учащихся, включая экологическую.
Главная цель географического образования заключается не только в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, необходимой для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире, но и адекватной ориентации в нем и подготовке к решению многих проблем жизни общества: политических, экономических, социальных, экологических. Особое внимание в старших курсах уделяется политической географии и геополитике. Это дает возможность ученикам не только познакомиться с базовыми основами геополитических знаний, но и определить место России в новой системе геополитических отношений и осознанно выработать линию поведения, направленную на обеспечение интересов нашей страны и граждан, с учетом воздействия внешнеполитических и геостратегических факторов в эпоху глобализации.
Методология обучения географии имеет личностно ориентированный характер и практическую направленность (принцип деятельности). В Классическом пансионе в силу его специфики (высокий средний уровень подготовленности учащихся, обучение малыми группами, хорошая обеспеченность ТСО) возможна реализация новых педагогических технологий таких, как:
1) Обучение в сотрудничестве;
2) Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
3) Возможности рефлексии;
4) Метод проектов.
Все это дает возможность поддерживать высокую учебную мотивацию («нацеленность на обучение») учащихся, развивать комплексное и ассоциативное мышление, способствовать формированию навыков творческой поисково-исследовательской деятельности. Не случайно, на уроках географии практически нет проблем с дисциплиной, в целом отмечается высокий уровень подготовленности учеников к урокам, а на самих уроках — высокая активность большинства учеников. Особый интерес у учащихся получили уроки-семинары (включая проблемные), уроки ролевых игр, уроки-дискуссии, социокультурные практикумы и, конечно же, создание проектов (на начальном этапе – написание рефератов).
В результате ученики Классического Пансиона регулярно побеждают на окружных олимпиадах по географии, и практически каждый год становятся призерами и даже победителями и городских олимпиад. Многие ученики со своими проектными работами становились лауреатами целого ряда городских, российских и международных конкурсов и конференций».
Вернуться в основной раздел
|