Видео-Фото- галерея+7 (495) 433-11-11
Лицензия №037577
Государственная аккредитация №005029

Третий уровень образовательной программы

 «КАК СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ И ИНТЕРЕСНЫМ»

 

Я не работал в своей жизни ни одного дня.
Все, чем я занимался, было сплошным развлечением.

Томас Эдисон

 

Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет ее способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них.

Эрик Йенсен, автор книги «Суперпреподавание» (Eric Jensen, Super-Teaching), уверен, что на обучение влияют два основных элемента: состояние и стратегия. Третьим, конечно же, является содержание. «Состояние» создает правильный настрой для обучения. «Стратегия» определяет стиль или метод представления информации. «Содержание» же является предметом обучения. Каждый хороший урок содержит все три составляющие.

Однако многие традиционные системы школьного образования игнорируют «состояние», хотя оно и наиболее важно из всех трех. «Дверь» к обучению должна быть открыта до того, как оно начнется. И «дверь» эта — дверь в мир наших эмоций, «привратник обучения», первый этап на пути к состоянию максимальной готовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы сделать процесс обучения увлекательным и интересным, наши педагоги применяют самые разные методики — от деловых игр и дебатов до фасилитации.

Необходимо выстроить учебный процесс таким образом, чтобы включить детей в обучение и удерживать их внимание.  То есть одна из основных задач – это мотивировать учащихся каждый раз возвращаться к новому уроку как к чему-то интересному.

Люди учатся по-разному. Даже если невозможно приспособить процесс обучения к индивидуальному стилю слушателя, можно создать ситуации, которые включают в себя несколько подходов. Существует масса способов сделать процесс обучения более интересным, а материал — запоминающимся, например:

✓  Геймофикация – адаптация игровых механик для неигровых процессов, в частности для образования, которая позволяет увлекать участников через придуманную разработчиком программы историю или метафору

✓  Симуляция — проживание максимально близкого к реальности опыта. Она бывает как в офлайн-форматах, так и цифровой: от тренажёров по вождению в автошколах до специальных 3D-атласов по анатомии человека, используемых в подготовке хирургов. В любом случае суть в том, что в безопасных условиях учащийся может пройти через процессы, с которыми ему предстоит столкнуться в реальности.

✓  Исследование.  Отправляем учеников на «охоту за сокровищами» в классной комнате и предлагаем им искать ключи к решению проблем. Такая учебная задача, как исследование, позволяет учащимся сформулировать какую-то гипотезу и подтвердить или опровергнуть её в процессе обучения. Исследование позволяет ученикам лучше разобраться в теме, а также подобрать подходящие для себя методы или практики и даже создать собственную систему таких практик.

✓  Конструктор. Конструктор работает по простому принципу — педагог формирует блоки курса, а темы для подробного обсуждения выбирают сами участники. Это своеобразная дженга, когда полностью убрать тот или иной уровень не получится, но в наших силах вытащить отдельные кубики и поэкспериментировать с ними.

✓  Конкуренция — отличный способ подстегнуть детей, вдохновить на более качественную работу. Можно устраивать дружеские соревнования, когда команды учеников наперегонки решают проблемы или находят ответы.

 

Но не только педагоги должны стараться сделать преподавание интересным, нестандартным, ярким, увлекательным. Ведь в каком бы продуктивном состоянии ни был мозг, какими бы человек ни обладал техниками и методиками обучения, все это будет бездейственным без мотивации, причем, в идеале мотивации внутренней.

Важно научить воспитанников относиться к учебе в целом и к наиболее скучным предметам в частности, как к возможности развивать свое мышление, кругозор. Подойти нестандартно и подумать, как эти предметы помогут в будущем.

Не менее важно научить ребенка как все успевать, составлять чек-листы. Чтобы мозг работал продуктивно, а производительность была высока, важно одно условие — ограничение по времени. Поэтому мозгу стоит ставить четкие условия, какие задачи и в какие сроки ему нужно решить. План позволяет сосредоточиться, быстрее соображать и эффективнее трудиться. Когда мы не ставим себе задачи с четко обозначенным временем, мы даем мозгу возможность расслабиться. А мозг очень ленив: если у него есть возможность не напрягаться, он обязательно ей воспользуется.

Когда мы говорим о трудности обучения, то порой упускаем из виду базовые вещи. Но именно на них стоит обратить свое внимание в первую очередь. Мы не справляемся с учебой, так как наш мозг работает недостаточно эффективно. Происходит это потому, что большинство наших детей не соблюдают режим дня, сокращают время сна. Важно до них донести, что наш мозг — это живая система, которая имеет периоды активности и периоды отдыха. Он не может одинаково эффективно работать сутки напролет. Наш организм живет по определенным ритмам - биологическим часам. Необходимо отдыхать полноценно, так как во время сна мозг сначала структурирует поступившую за день информацию, переводит одни «данные» из кратковременной памяти в долговременную, а затем расслабляется. Не менее важно правильное сбалансированное питание, соблюдение баланса между потребляемой и затрачиваемой энергией.

Современные технологии подарили нам множество способов сделать обучение интереснее. Вместо того чтобы корпеть над скучными таблицами и схемами, можно поискать ту же информацию в виде инфографики или видеолекций, научить детей превращать учебу в квест, ставить небольшие цели и добиваться их постепенно. Это как разбить достижение мечты и цели на этапы.

Ну и, конечно, чтобы процесс обучения давался проще, при этом был увлекательным и эффективным, необходимо освоить несколько техник. Например, овладеть техникой скорочтения, которая позволит легко ориентироваться в гуще информации, отсеивать несущественное и брать лишь важное. Или техниками работы с информацией - умением составлять конспекты, инфографику, ментальные карты - метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации, который помогает визуально структурировать и запоминать материал, и прочие техники, которые позволяют разбить большой массив информации на отдельные понятные элементы, а также мнемотехниками, которые помогут запомнить большой объем информации.

Подробнее об этом на 4 уровне образовательной программы

 

Обучение — самая грандиозная, самая интересная и веселая игра в жизни. Все дети рождаются на свет с твердой уверенностью в этом, и они будут продолжать так думать, пока мы не убедим их, что обучение — на самом деле очень тяжелая и неприятная работа. Некоторые дети так и не усвоят этот горький урок, они будут идти по жизни, свято веря, что обучение — действительно замечательная игра и более того — только в нее и стоит играть.

Для таких людей мы придумали имя. Мы называем их гениями.
Гленн Доман

 

 

Перейти в раздел "Четвертый уровень"

Вернуться в основной раздел


1997-2016 © Частная школа Классический пансион МГУ им. М.В. Ломоносова
г. Москва, ул. Лобачевского, 118к3
Телефон: +7 (495) 433-11-11, электронная почта:
Мы работаем ежедневно 08.00-20.00